Photo Pro Center

О портрете

«И среди людей больше копий, чем оригиналов»
Пабло Пикассо

Современная портретная фотография в том виде, в каком она доходит до большинства в Интернете, социальных сетях и на фоторесурсах, чаще всего имеет мало общего с искусством или художественностью. Это либо фотография популярная (для нее достаточно красивой мордашки модного типажа и более или менее хорошей ретуши), либо фотография «как бы другая», для простоты назовем ее «хипстерской» — она преподносится как нечто особенное, творческое, но на деле это явление не менее популярное.
О портрете

Первое можно сравнить с распространенными в живописи эпохи романтизма «девичьими головками» — те же томные и невинные лица. Второе — с работами авангардистов, стремящихся отойти от привычных принципов и традиций, хотя редко делавших это удачно. И в первом, и во втором случаях были и гении, и ремесленники, и талантливые самородки, и никчемные ученики. По большому счету, все терзания становления фотографии мало чем отличаются от истории развития живописи. Те же метания в поисках истины от классицизма до кубизма, от наскального рисунка до граффити, от угля к темпере или акварели.
Поэтому и споры о том, каким должен быть портрет, не новы и мало уместны.
С течением времени остаются некоторые тезисы, о которых я и постараюсь рассказать.

Начнем с основного: что такое портрет?
О портрете

Портрет — понятие одновременно и очень широкое, и довольно узкое. Мало кто помнит, что фотография в паспорте, к которой все привыкли и относиться с некоторым пренебрежением, — это портрет. Известная актриса на обложке глянцевого журнала с отретушированной профессионалами кожей, подправленная визажистами и стилистами перед съемкой — портрет. И Мона Лиза, и нерезкий телефонный снимок ребенка у вас на заставке — тоже портреты. Вариантов ничуть не меньше, чем обозначений понятия «человек» на всех языках мира. Портрет — это идентификация человека, это его лицо. Всегда. Когда в кадре кто-то стоит спиной на фоне пейзажа, это не портрет: это абстракция, жанр. Когда в кадре отвлеченно действует группа людей, это не портрет: это репортаж, эпическое полотно или портрет эпохи, если вам хочется громких слов.

Как и любой другой жанр, портрет невозможен без композиции. Ну, возможен, но это будет плохой портрет. Много ли вы знаете людей, которые любят свою фотографию в паспорте?
Если смысловым центром обнаженной фигуры будет тело, то центром любого портрета — глаза и губы. Что бы там ни говорили изысканные ценители лба и волос, ушей и подбородков, мы и без этих частей чаще всего сможем различить человека, узнать его, или даже понять его как личность.
А вот без глаз и губ портрет перестает быть таковым, так как перестанет идентифицировать человека, нести информацию о нем.
О портрете

Построение композиции в этом жанре всегда имеет первоначальную цель акцентировать внимание именно на этих частях лица. В случае более общего плана целью также могут стать руки. Если глаза — это зеркало души, то руки — это зеркало тела.
О портрете

Одежда, поза, свет, фон — все необходимо компоновать подобно указателям на дорогах: здесь поворот, здесь прямо, здесь ограничение скорости, здесь знак «внимание». Это и есть умение выстраивать композицию в кадре — направлять взгляд зрителя к главному.
В фотографии немало принципов, которыми мы пытаемся объяснить гармонию в изображении: «правило третей», «золотое сечение» или «золотая спираль», «правило диагоналей (биссектрис)». На мой взгляд, все они достаточно относительны. Каждый выбирает то, что ему удобно, и, по большому счету, композиционная гармония от этого не прибавляется и не убавляется: она либо есть, либо ее нет, какое бы имя мы ей не придумали.
О портрете

По тем же причинам обучаться композиции желательно опосредованно, не следуя учебникам, а воочию: в музеях и галереях, выставках признанных временем художников различных направлений, или же в просто наблюдая природу.
Это как вкус: о нем не спорят, но его развивают.
О портрете

Важно помнить, что композиция присуща не только плоскости изображения, но и телу человека, его лицу — это то, что мы обычно называем удачным ракурсом.
Наше лицо — это такой же набор линий, точек, площадей различной яркости, цветности и контрастности между ними.
С ним необходимо работать не менее ответственно, чем со светом, позой или одеждой. Поворот головы, наклон, обрамление волос, макияж — это лишь самая простая часть работы, она довольно технична и не всегда обязательна.
О портрете

Достаточно вспомнить множество примеров фотографий, где запечатлена просто красивая девушка популярной внешности. Такие кадры нравятся именно благодаря природной гармонии лица, но не обязательно кадра.
Сложная же часть работы — это эмоциональный контакт, взаимное доверие фотографа и модели. Многие из нас замечали, что люди в кадре выглядят естественнее, когда съемка происходит случайно, или снимают близкие люди шутки ради. Как-то сам собой находится «удачный ракурс».
Происходит это по той причине, что с людьми, которым мы доверяем, мы не стараемся быть другими, не стремимся контролировать свое лицо, быть красивее, умнее, сексуальнее: лицо не сводит судорога этих масок. Оно естественно! Оно гармонично настолько, насколько это заложено природой, которая «по умолчанию» стремится к гармонии. Никогда красота не была в закрытости, апатии или безразличии. Если автор достиг этой степени доверия, то половина успеха уже у него в кармане!

Очень часто в гонке за техникой и качеством об этом забывают. Но будет ли нам интересна технически идеальная, композиционно выверенная фотография
скучающего, закрытого по отношению к автору, а значит и к зрителю, человека? Возможно, если в этом — задумка фотографа, и он смог ее грамотно
обыграть, но это скорее исключение, подтверждающее правило.

Тут мы подходим, наверное, к самому главному. К цели портрета. Что мы хотим сказать с его помощью? Зачем мы сделали этот кадр? Заявить общественности: вот, я поснимал красивую девочку? Или известного человека? Или мы хотим сказать что-то о человеке в кадре? О его внешности?
Внутреннем мире? О его профессии или личных переживаниях? А может быть, мы решились высказать свои мысли? Свои страхи и страсти? Свою веру?
О портрете

Как много вопросов, но какие разные фотографии! Как много авторов. Навряд ли человек, не умеющий слушать других людей, сможет передать в кадре чей-то внутренний мир. Так же как злобный и самовлюбленный. Но автор человеколюбивый, понимающий способен найти что-то цельное и интересное даже
в пустой и пошлой красоте. Или придумать это и увидеть, или создать, используя модель в качестве материала для воплощения собственной идеи. Камера, модель, студия или улица, постоянный свет или импульсный, варианты ретуши, формат кадра — все это лишь инструменты для достижения цели, а инструмент должен быть просто удобным.

Чувство и знание композиции, умение находить контакт с людьми или наличие целей и сверхзадач — по отдельности и сами по себе — не являются залогом хорошего портрета.
Сам человек тоже не состоит из чего-то одного, он — средоточие многого и противоречивого. Как мы начинаем ценить, уважать, любить личность, умеющую жить в гармонии с собой, с собственными достоинствами и недостатками, верой и стремлениями, так мы полюбим и фотографию, в которой будут и любовь, и труд, и мысль.

Текст и фото: Михаил Тарасов


Комментарии

Похожие новости