Реклама: ООО «СФИНКС», ИНН: 7801222400

Сказка за полярным кругом

Мир вам, друзья! Я Сергей Михалюк и сегодня поделюсь своим путешествием в Норвегию, на Лофотенские острова. Невозможно ни в письменном отчете, ни в фотографии передать те ощущения, которые я пережил этой весной от сказки за Полярным кругом.

Все непостижимое и настоящее мы можем прочувствовать только самостоятельно. Поэтому в большей степени я расскажу о практической стороне путешествия: о ценах, еде, перемещении, проживании и тому подобных вещах.
Сказка за полярным кругом

Вы наверняка слышали, что Норвегия — страна дорогая.
И это так!
Я потратил около 700 евро за всю поездку: 10 дней, включая перелет в обе стороны. Это при том, что я не сидел на месте, а перемещался по островам.
К путешествию я тщательно готовился. Аэропорт Эвенес, что недалеко от Нарвика на Лофотенских островах, был выбран мною как конечный пункт перелета.
Сказка за полярным кругом

Вылетал из Вильнюса тремя заходами: Вильнюс — Копенгаген — Осло — Эвенес. Весь этот маршрут был мне предложен авиакомпанией SAS (Скандинавские авиалинии).
Сказка за полярным кругом

Перелет туда и обратно обошелся мне в 400 евро с учетом того, что я искал билеты через компанию-посредника. Предполагаю, что можно найти дешевле, но будьте внимательны: часто цены установлены в английских фунтах. Составляя карту своего маршрута, я прекрасно понимал, что Эвенес является начальной точкой моего странствия по Лофотенским островам, которые, в свою очередь, имеют статус национального заповедника. По трассе Е10
я планировал перемещаться к югу, на самый край, периодически поднимаясь в горы и изучая небольшие рыбацкие города.
Сказка за полярным кругом

Я достал свой рюкзак и полтора месяца сбрасывал в него все необходимое. Необходимое проверялось снова и снова. Если честно, по Норвегии лучше перемещаться на машине. Но если мы не въехали на собственном авто и не арендовали его там, то надо готовиться к самым непредвиденным ситуациям. Стоимость аренды — от 250 евро в день, цены на топливо средние европейские, поэтому поездка на автомобиле для одного человека выходит довольно затратной. По этой причине палатка и спальный мешок попали в мой рюкзак первыми. Спальник я выбрал экстремальный, и, будь он другим, я бы замерз. Палатка, как оказалось, выдержала штормовой ветер. Важно обратить внимание на обувь. Погода постоянно меняется. Снег, дождь, сырость. Прогулка в горы напоминала мне медитацию: каждый шаг выверяешь, то камни, скользкие, как лед, то снега по пояс.

Сначала я не был доволен тем, что так много пересадок с самолета на самолет, да еще с ожиданием по 4 часа, но в реальности даже понравилось. Основной багаж — рюкзак — я перемотал пленкой и ходил налегке, с фотокамерой, деньгами и документами — небольшая сумка через плечо.
Осмотры и проходы в аэропорту — стандартная процедура. Деньги в каждой стране свои, но доллары и евро есть где менять.
Брал с собой бутерброды с сыром, и мне этого хватило добраться Лофотенов.
Сказка за полярным кругом

Что можно еще сказать про перелеты? С одной стороны, это интересно, но с другой — устается. Здесь мне пригодились практики медитации. Я научился засыпать и просыпаться при волевом усилии. Спал при каждом рейсе.

В Норвегии своя валюта. Норвежская крона — NOK. В аэропорту Осло я обменял доллары на NOK и взял карту Норвегии.
Молоко: 20–25 NOK Хлеб: 20–25NOK Сок: 25–40 NOK Кола: 30 NOK за литр Яйца: 30–40 NOK за 10 штук Хот-дог может стоить 100 –150 NOK
Проезд на автобусе на расстояние около двух-трех наших городских остановок — 5 евро. Если дальше, то от 100 NOK.
Норвегия — страна рыбы. Здесь ее можно самому ловить и готовить.
Дорога Е10 основная на Лофотенах. На всей протяженности есть автозаправки с магазинчиками, как правило при населенном пункте, пусть даже небольшом. Расстояние между ними может быть несколько десятков километров. В Норвегии интересно организована система транспорта. С одной стороны, можно сесть в автобус и купить при входе у водителя билет до нужного места, даже если именно этот автобус то туда не идет: в этом случае он в какой-то точке передает вас другому автобусу или парому, который будет стоять и ждать. Однако с другой стороны, довольно сложно разобраться с расписанием, хотя везде дано разъяснение на норвежском и иногда на английском языке. Автобусы ходят четко по расписанию и не опаздывают.
Но если ваш уикенд попал на праздничный день, то про автобус можно забыть. На такси стоимость 100 км около 200 евро — дешевле
даже перелет на самолете.
Сказка за полярным кругом

Если рельеф местности позволяет, если снега не по пояс, если воды не по колено, если ближе, чем в 100 метрах нет населенного пункта, если это не чья-то собственность и если ветер не унесет нас в «Изумрудный город», то можно поставить дом, который прилетел вместе с нами — палатку. Я так и делал. Находил место метрах в 50 от дороги, утаптывал снег, снимал с камней мох — и ночлег готов. Намного дешевле, чем ночь в отеле. У меня с собой
были гречка, сыр, соя, сухофрукты, подсолнечное масло, шоколад, чай. Готовил на газовой горелке. Она небольшая и легкая. Газовый баллон 350–400 гр купил на автозаправке в первый же день, его мне хватило на все пребывание. Они продаются почти во всех продуктовых магазинах и на автозаправках. Везти баллон в самолете даже в качестве багажа я отказался.

Вместо термоса взял с собой термокружку, которая оказалась очень кстати: пить чай и любоваться бесконечностью гор можно вечно.
Мой фоторюкзак состоял из Canon 5D и одного объектива с переменным фокусным. Считаю, что таскать в походы груду классной оптики нет смысла: каждый килограмм за спиной съедает силы. Зато аккумуляторов взял три штуки и карт памяти общим объемом 30 Гб. Этого мне хватило на 10 дней. Раза два подзаряжался — было, где.
Сказка за полярным кругом

Чередовал ночевки в палатке с ночевками в так называемых кепмингах. Цены мне нравились: я платил 240–250 NOK за ночь. Мне помогли разместиться в четырехместном номере домика-кемпинга, повисшего над водой с видом на залив, в котором отражались горы. В номере — горячая вода, розетки, кровать, душ и обязательно обогреватель.

Советую вам быть предусмотрительнее и в подобные путешествия брать с собой все запасное. Мои кроссовки выдержали, но промокли. Куртка тоже. Плащ-накидка разорвалась ветром. Одна пара перчаток отправилась в мусор сразу.

Бальстат я посещать не планировал. Тихий портовый городок. Красивые виды. Сушится много рыбы и, главное, совсем рядом гора, на вершину которой можно подняться.
Два часа — и вы у цели. Если, конечно, морально и физически готовы.
Прошли праздники, и автобусы поехали по расписанию, которое я как мантру уже выучил. Но я испугался. Вопервых, поднялся ураган, который срывал крыши с домов и переворачивал машины. Во-вторых, заглянув в Интернет, я увидел, что многие аэропорты закрыты.
Я сел на автобус и отправился в сторону аэропорта, хотя мне оставалось три дня до вылета домой. Но в то, что все нормализуется, я верил все меньше. А потом что-то внутри меня щелкнуло, и я сказал себе: «Верю!» И рискнул отправиться на самый край заповедника. Чем ближе к A i Lofoten — конечной остановке E 10,— тем виды более захватывающие.

Одну ночь думал, что ветер унесет мой домик в «Изумрудный город». Мне 45, но такой мощи ветра я никогда не ощущал на себе. Я всю жизнь занимаюсь спортом, но здесь не то, что камеру, себя с усилием держал, прижимался к земле.
Еще о ценах. Стоимость проезда от Эвенеса до A i Lofoten на автобусе примерно 350 NOK. Ночь в кемпинге, что находится возле остановки,— 300 NOK. Но это в зимневесенний сезон, летом — дороже.
В A i Lofoten нет магазинов. Это местечко из нескольких домиков и кемпинга. За продуктами прогуливался с камерой. До Сюрваген два километра. Недорогой магазинчик, в котором есть все.

Десять километров последней части E 10, пожалуй, самые раскрученные и экзотические. При желании можно отправиться в горы. Я шел вдоль водопадов и озер. И каждый раз, поднимаясь выше, встречал на своем пути еще озера. Остроконечные скалы, которые периодически тонули в облаках, и озера.
Дорогие друзья, я побывал в разных странах. И каждый раз встречаю элементы непредсказуемости. В эти самые моменты я понимаю, что действительно живу. Не люблю абсолютно точно запланированные маршруты, по которым уже прошли десятки, сотни, тысячи туристов. Когда по приезде домой меня спросил мой друг: «Что ты понял за эту поездку?», я ответил: «Я понял, на что я действительно способен».

Как я и чувствовал, багаж в Вильнюсе я не получил. Обязательно при пересечении таможни своей страны заполните декларации и укажите, что что-то ваше сейчас не свами, иначе багажа можно не дождаться. Желаю вам быть собой даже в самых непредсказуемых ситуациях.

Текст и фото: Сергей Михалюк
Любишь фотографию? Присоединяйся к журналу PhotoCASA в социальных сетях:
Вконтакте, Telegram, Живой Журнал, YouTube



Комментарии

Похожие новости