Реклама: ООО «СФИНКС», ИНН: 7801222400

Провожая день. Съемка и обработка заката.

Провожая день. Съемка и обработка заката.

Полуостров Крым, июль 2012 г. Перевал Бечку (Кабаний перевал), вид на Байдарскую долину

Практически целый день была непонятная погода — то пекло яркое солнце, то набегали тучки. Какой погода будет к вечеру, сложно было понять. А вечером все-таки чуть распогодилось и появился слабый намек на то, что что-то можно будет снять.
Так получилось, что нам навстречу на место съемки вышла семья с детьми. Они пошли вчетвером в поход, ориентируясь только на карты, на которых были указаны источники воды. В итоге источников они или не нашли, или они были пересохшими, и запас воды у них был невелик, а ходили они
уже второй день. Пришлось оставить съемку и пойти с ними к машине за водой. Пока сложил штатив и вещи, пока прошли какое-то расстояние по плато в сторону машины, погода уже значительно изменилась. Тут я не выдержал, «сломался» — решил хоть что-то на прощание снять, уж очень хорош
был закат. По-хорошему, надо было остановиться одной-двумя минутами ранее, гораздо правее, где много оранжевых «ежиков», чтобы линия обрыва растянулась в более правильной «улыбке», а не была вытянута вправо. Но уж как получилось.

Штатив я не раскладывал, снял панораму с рук. Камера Nikon D90, объектив — Sigma 10–20 mm f/4–5.6. Хотя солнце было неярким, его нужно было снимать «в лоб», поэтому для съемки использовался градиентный фильтр Cokin ND4x с плавным переходом. Аналогов этим фильтрам в плане цены/качества я не вижу.
Не стоит их путать со схожими недорогими квадратными изделиями неизвестных китайских производителей. Оригинальный фильтр Cokin стоит около 25–28$ и полностью себя оправдывает. Чуть дороже, порядка 38$, стоят фильтры Hi -Tech. Их плюс в том, что они не квадратные, а прямоугольные, поэтому затемнение можно регулировать более плавно, и в тоже время их верхний и нижний края не попадают в кадр, как бывает с Cokin. Крепления для фильтров одинаковые по размерам. Hi-Tech без проблем вставляется в крепление Cokin. Из минусов Cokin — легкий паразитный фиолетовый оттенок, проявляющийся в области затемнения.

Иногда он невиден и не мешает, но бывает очень заметен, и избавиться от него сложно. У фильтров Hi-Tech также есть оттенок, но он более холодный, и его проще убрать при начальной обработке кадра.
Перед съемкой панорамы вручную был изменен баланс белого, чтобы при повороте камеры на всех кадрах он был одинаковым вне зависимости от того, теневая это сторона или нет. Цветовая температура — 8600 К (в процессе обработки она была чуть сдвинута в «холодную» сторону). Если
снимать с автоматическим ББ, велик шанс, что температура от кадра к кадру будет «гулять».

После выбора усредненной экспозиции, она вместе с фокусом была зафиксирована кнопкой AE-L/AF-L (до тех пор, пока удерживается нажатой эта кнопка, фокус и экспозиция остаются неизменными для всех кадров).
В итоге получилось 16 вертикальных кадров. Угол обзора этой панорамы — 180°. Усредненная выдержка для всех кадров — 1/40 сек.

Для сборки панорам я использую программы Autopano Giga, PTGui-PRO, и реже — возможность сборки панорам средствами Photoshop. В данном случае панорама собиралась при помощи Autopano Giga 2.5. Так как панорама снималась с рук и без панорамной головы, я предварительно загрузил RAW-файлы, чтобы посмотреть, как будет выглядеть итог сборки. Настройки выставлены «по умолчанию» как для предварительной сборки, так и в дальнейшем для сборки из подготовленных tif-файлов.
Провожая день. Съемка и обработка заката.
Провожая день. Съемка и обработка заката.
Провожая день. Съемка и обработка заката.
Провожая день. Съемка и обработка заката.
Провожая день. Съемка и обработка заката.

Хотя RAW-файлы при съемке получились с более или менее ровной экспозицией, предварительный просмотр панорамы может ее показать в несколько ином виде, как на скрине #5. Не стоит этому придавать значение. В данном случае цвета, света и тени мне были непринципиальны, хотелось
просто оценить, как будет выглядеть итоговое позиционирование. Сборка производилась в сферической проекции, всего там есть четыре варианта.
Результат меня вполне устроил. Слегка опущенный правый край можно поправить инструментом «Поворот» сразу же в программе или позже, в Photoshop с помощью инструмента Warp>Free Transform.

После конвертации RAW-файлов в формат tif левый (первый) файл выглядел так:
Провожая день. Съемка и обработка заката.

А последний (крайний правый) — так:
Провожая день. Съемка и обработка заката.


Тени кажутся чуть более глубокими, чем это необходимо, но после сборки с коррекцией по гамме/цвету и экспозиции с учетом солнца все будет чуть светлее, чем одиночный файл. Все 16 *.tif были снова загружены в Autopano, и после сборки, кадрирования и обрезки получился вот такой начальный результат:
Провожая день. Съемка и обработка заката.

Далее переводим изображение в цветовое пространство LAB, делаем небольшую корректировку светов/теней и цвета:
Провожая день. Съемка и обработка заката.

Дальнейшая обработка осуществлялась только при помощи пакета Nik Color EFEX Pro.
Провожая день. Съемка и обработка заката.

Были проработаны контуры деревьев на переднем плане, немного осветлено небо, правая часть кадра и передний план:
Провожая день. Съемка и обработка заката.

Провожая день. Съемка и обработка заката.

И небольшая конечная обработка.
Провожая день. Съемка и обработка заката.
Провожая день. Съемка и обработка заката.
Провожая день. Съемка и обработка заката.

К сожалению, Sigma 10–20 mm f/4–5.6 не дает красивых лучей. Здесь может помочь пакет Knoll Light Factory. Им можно слегка дорисовать солнце. Я не считаю, что это какой-то глобальный обман зрителя.
Провожая день. Съемка и обработка заката.

В итоге был еще чуть осветлен верхний левый угол:
Провожая день. Съемка и обработка заката.

Собственно, все. Удачных кадров!

Текст и фото: Влад Соколовский
Следите за новостями журнала PhotoCASA в социальных сетях:
Вконтакте, Дзен, Инстаграм, Живой Журнал, YouTube



Комментарии

Похожие новости