Реклама: ООО «СФИНКС», ИНН: 7801222400

О художественной фотографии

Здравствуйте, дорогие читатели. Меня зовут Сергей Парышков. Я увлекаюсь художественной фотографией. Именно увлекаюсь, так как для меня это любимое занятие, образ мышления, некая самоорганизация и развитие. Иногда вся эта затея приносит доход, но на этом про деньги более ни слова. А рассказать в этой статье хотелось бы о своем творчестве, о своем видении, логике и некоторых технических моментах, куда без них.

Рисовал я всегда, сколько себя помню, менялись только инструменты. Карандаш, краски, фотоаппарат, графические программы — для меня все едино, все это изобразительное искусство, как бы кто к этому не относился.
О художественной фотографии

ПОИСКИ ИЛИ ЗАЧЕМ ВСЕ ЭТО
У художественной фотографии нет четкого определения, собственно, как и у искусства в целом. Для меня художественная фотография — это «жизнь». Именно в кавычках, потому что это жизнь не моя, это жизни моих героев, их истории, иногда рождающие философию. Я долго размышляю о своих работах еще до их создания, пытаюсь оживить образы в своей голове. Внутри рождается некий мир, и моя обязанность — показать его зрителю. Как? Хороший вопрос.
О художественной фотографии

С ЧЕГО НАЧАТЬ? КИПЯЩИЕ МЫСЛИ
У правильного фотографа взгляд направлен вовне, в поисках того самого кадра. Так сложилось, что мой взгляд направлен вовнутрь, потому и зовусь словом «фотохудожник». Внутри разума рождается образ, под него я стараюсь построить свой кадр теми или иными средствами.
О художественной фотографии

Размышляя над темой, я стараюсь перешагнуть за границу «красивого снимка» и показать некую историю в кадре, заложить мысль, над которой зрителю будет интересно подумать. Появилась даже последовательность, ступенчатость восприятия фотографии для зрителя. Пункта три, но на самом деле каждый из них можно разделить еще на несколько.

1 ступень. «Красота». Это понимают дети и взрослые. Красивые девушки, природа, города, закаты, цветы, красота линий, цвета и форм. Каждый творец ищет эту красоту, и стремиться показать зрителю гармонию. Красота привлекает внимание зрителя к самой фотографии и выделяет фотографию на фоне других.

2 ступень. «Кино». Более сложная задача помимо всего прочего сделать фотографию интересной. В кадр вводятся элементы, создающие историю или
загадку, заставляя зрителя рассматривать и искать в границах конкретного произведения. Знаковые объекты и одежда, персонажи, жесты и действия, взгляды и эмоции превращают фотосъемку в кино, а фотографа — в режиссера. Насколько хороший фильм получиться, зависит от вашего вкуса, который нужно развивать всю жизнь.

3 ступень. «Философия». Здесь все сложно и неоднозначно. Скрытый смысл, который должен увести зрителя далеко за рамки данного произведения,
создающий в голове сложные структуры вопросов и ответов, размышлений и противоречий. Это может быть рассуждение о вечных вопросах, социальных
проблемах и многое другое. Сразу скажу, далеко не все зрители видят в фотографиях эти самые смыслы, не всем они нужны. Но это не означает, что их не должно быть.

Если у вас получится удачно сочетать в одном кадре все эти ступени, то вы убьете одним выстрелом трех зайцев, и это высший пилотаж!
Мыслей много, и варились бы они в голове вечность, если бы не бумага и карандаш. Стараюсь делать зарисовки, чего и всем советую. Мысль абстрактна и изменчива, ее ограничение двумя измерениями листа бумаги упрощает дело.

КАК ВСЕ ОРГАНИЗОВАТЬ ИЛИ КАК ВСТАТЬ С ДИВАНА
К сожалению, фотографу приходится все брать в свои руки, а диван — главный враг творческого человека!
Как слезть с дивана — вопрос не философский. Просто нужно брать и делать дело с наивной верой в результат! Чудеса происходят только с трудолюбивыми людьми.
Когда с идеей все понятно, по эскизам можно определить, какие ресурсы потребуются для организации съемочного процесса. Так как главным элементом
моих фотографий является человек, я часто начинаю именно с выбора модели. Обычно выбираю из людей, с кем уже работал или веду поиск в социальных сетях.
Обязательно встречаюсь с моделью перед съемкой, для того чтобы обсудить тему и в процессе беседы лучше понять человека.
Далее — выбор локации. Если съемка на пленэре или в интерьере, я обязательно заранее выезжаю на место. Когда находишься на месте, будущий процесс лучше моделируется в голове: какие ракурсы мне интересны, как будет проходить действие, свет, какие элементы я буду корректировать, вставлять и заменять в процессе постобработки. Если съемка в студии, то нужно знать весь арсенал средств, которыми эта студия располагает.
О художественной фотографии

Обязательно нужно найти себе хороших помощников. Само собой — визажист и стилист. Хорошо, если есть декоратор, то есть «человек с руками». Возможно, понадобятся ассистенты и массовка. Определившись с моделью, командой и локацией, я уделяю время предметам в будущем кадре, одежде,
а также различным бытовым вопросам для комфортной работы. Я считаю, что условия на съемке должны быть именно комфортными, для того чтобы все смогли максимально сосредоточиться на своем деле, а не заниматься выживанием в суровых условиях. То есть я не сторонник съемок обнаженных дев на зимнем пейзаже. Можете меня ругать!

«МОТОР! ПОЕХАЛИ!»
Именно эта фраза часто звучит у меня на съемках, с юмором, конечно, но иногда процесс действительно похож на съемки фильма. Дело в том, что я не люблю снимать статику, «руку сюда, ногу туда и не шевелись». Это я называю конструктор. Коль уж есть история, которую я хочу рассказать зрителю, то должно быть и действие. Поэтому я стараюсь объяснить модели не как встать, а что делать, предоставляя человеку свободу действия, предлагаю прожить этот момент. А дальше стараюсь поймать нужный момент. Между статикой и динамикой большая разница, так как совершенно по-разному работаю мышцы и многое другое. Динамика всегда интересней, естественней, и абсолютно не важно, сколько кадров для этого потребуется. А вот иметь камеру с шустрым и точным автофокусом не помешает, тем более, если снимать на открытой диафрагме. Но о технике чуть позже.
О художественной фотографии

Немного про свет. Никогда не ставил себе рамок, что-то вроде «я снимаю только с естественным светом» или «только импульс». Считаю, нужно быть выше этого и делать то, что нужно для реализации идеи. Если мне требуется куча вспышек и прочего студийного, так тому и быть, а если мне хочется естественного света, следую за солнцем. Это развязывает мне руки. Так нет у меня и стандартного набора схем освещения, я их и не учил никогда. Просто наблюдаю, как светят в фильмах, смотрю фотографии других авторов. Вижу свет, который мне нравиться, пробую его повторить, размышляю на съемке: «Если посветить оттуда и вот так, должно быть круто!»
Атмосфера на съемке, на мой взгляд, должна быть творческой и позитивной. Диктатор я никудышный, и на съемке много шутим и смеемся — так получается. Съемка проходит на одном дыхании, усталость не чувствуется, а после остаются приятные воспоминания и хорошие отношения со всеми участниками.
Про технические приемы, в моем случае, рассказывать нет смысла. Они разные, в зависимости от поставленных задач. Это работает по схеме: «Хочу снять вот это, вот так! Как это сделать? Как-то так! А что для этого нужно? Вот это!». То есть нужен ветер — будет ветер! Нужен заяц — будет заяц! Бред, но работает!

ПРО ЖЕЛЕЗО
Самый главный предмет — камера Nikon D 810. Это фантастическая камера хотя бы потому, что в ней сделано все, как надо мне. Она удобная, все на своем месте. 36 мегапикселей и отсутствие фильтров на матрице дает просто шикарную картинку по качеству. Авто-режим, и цвета чудесные, и контраст! А еще звук затвора нравится и внешний вид. И это была не реклама.
Из объективов часто снимаю на Nikon 24–70 f/ 2.8 G. Он большой и тяжелый, но с отличной картинкой. Различные фокусные расстояния позволяют вести
съемку с той или иной перспективой или углом. Плюс реактивный автофокус для динамических сцен. Это — универсальное стекло!
Имеется Sigma 35 mm f/ 1.4 art. Дифирамбов ему спели уже много и заслужено. Он замечательный и действительно арт!

Nikon 85 mm f/ 1.8 G. Не 1,4, и да, он непрофессиональный, зато рисует красиво и резкий с открытой диафрагмы. Чудесный «портретник».
Samyang 14 mm f/ 2.8. Пользуюсь очень редко, ибо очень широко. А в остальном достойный объектив, хоть и мануальный.
Живет у меня еще семейство из нескольких вспышек Yongnuo 560 (III и IV) и контроллер к ним 560 TX. Нравиться автономность работы, позволяющая создать небольшую студию где угодно, хоть в глухом лесу. Мощность в сравнении со студийными приборами не высока, но хорошо сочетается в работе с источниками постоянного света. В довесок имеется родная sb-700, галогеновые светильники и небольшая LED-панель, синхронизаторы, стойки, софтбоксы и прочее.

Все это скопилось со временем, всем периодически пользуюсь.
Графического планшета у меня нет, обхожусь без него. Зато имеется хороший откалиброванный монитор, что важно!

МОНИТОР И КРЕСЛО! ПРО ОБРАБОТКУ…
О художественной фотографииНе хотелось бы мучить читателей всевозможными числовыми значениями настроек, иллюстрациями кривых и прочим. Это индивидуально для каждого кадра, как говориться, «солить нужно по вкусу». Но о некоторых общих вещах все же расскажу.
Набор программ вполне обычный: Photoshop, Camera RAW, Lightroom, но иногда подключаю 3DS MAX в связке с Corona render.
В Photoshop проходит практически весь процесс обработки. Photoshop у меня обычный (CC и CS6), не вуду-версия, а из дополнительного стоят Alien Scin
Bokeh и Portreture.
Ретушь лица, стандартная чистка кожи, если в этом есть необходимость. Советую не увлекаться ретушью, убивается «живость» кожи, и лицо начинает напоминать мультипликационного героя. Использую частотное разложение и с прозрачностью плагин Portreture.
С последним нужно обращаться крайне осторожно. Люблю создавать глубину в кадре, атмосферность. Часто увожу тени и свет в тот или иной оттенок. Иногда добавляю легкую дымку и «зерно». Мне кажется, зернистая фактура делает картинку «живей» и «киношней». Работаю с контрастом переднего и заднего планов.

Что касается света, никаких правил не скажу. Больше опираюсь на интуицию и желаемый эффект. Остальное тоже индивидуально и меняется от фото-
графии к фотографии. Советую поступать, как художники: после и в процессе работы ненадолго отвлекаться и давать глазам отдохнуть, после чего вы будете смотреть на фото иначе, увидите недостатки. Можно также сильно уменьшить картинку и смотреть как бы издалека.
В любом случае, лучше вырабатывать свой собственный вкус и взгляд.

ТЕМНАЯ СТОРОНА КОЛЛАЖА ИЛИ КОНЕЦ МАГИИ
О художественной фотографии

Часто мои работы в той или иной степени являются коллажами. Создание коллажа — это не шаманский обряд и не магия вуду, а технология. Мне часто приходится слышать от клиентов и моделей фразу: «Сфотографируйте меня как-нибудь, а остальное подрисуете. Вы же умеете!» Друзья, это срабатывает крайне редко.
Хороший коллаж продумывается на стадии идеи, и вся съемка ведется под эту идею. Большой привет голливудскому кинематографу, у них стоит поучиться. Если я собираюсь создавать сцену и помещать туда «живую» модель, то должен учесть нюансы.

1. Свет. Если солнышко светит на модель слева, то и на все объекты коллажа и заменяемый фон оно должно светить слева, под тем же углом, с той же
интенсивностью и цветовой температурой. Если в коллаже интерьера вы хотите создать люстру, бра и еще «дневное» окно, то на съемке необходимо учесть свет, падающий от всех еще несуществующих элементов.
Рисовать свет потом там, где его изначально не было, в 99% случаев будет выглядеть неестественно. То же касается и теней. При создании коллажа светотеневой рисунок на модели нужно создавать на съемке, а не после! Нужно понимать физику света, скажем, чем отличается свет из окна и свет от лампочки.
О художественной фотографии

2. Перспектива. Она, как и свет, должна совпадать с перспективой исходного материала. Это уже курс начертательной геометрии. Я прорисовываю линии
перспективы, нахожу точки схождения прямо поверх изображения отдельным слоем и под эту схему подгоняю все элементы коллажа.
Конечно, свет и перспектива сильно ограничивают поиск материала для коллажа. Именно поэтому я иногда пользуюсь программой 3DS MAX, в которой есть возможность создавать свою реальность с нужными параметрами. Большой минус: на все эти операции тратиться уйма времени и сил.
О художественной фотографии

3. Интеграция. Под этим я понимаю сведение исходного материала с элементами коллажа. Работа кропотливая, в ход идут маски и ластики. Цель — максимальная реалистичность. Цвета, контраст — все должно совпадать. Каждая тень должна быть на своем месте. Я стараюсь делать контуры слоев немного мягкими, так изображение максимально вживается в фон. После можно добавить зернистость, о которой я говорил выше, она скрывает мелкие недочеты и создает целостность элементов и фона.
Работа упрощается во много раз, когда заменяется только дальний план. И снова большой привет Голливуду. Там в огромных павильонах создают большие инсталляции, а задний план — зеленый или синий фон, так называемый хромокей. Вы скажете, зачем такие затраты при нынешнем уровне компьютерной техники? Дело в том, что при близком контакте персонажа с предметами происходит сложное светотеневое взаимодействие, появляются громадное количество переотражений света и цвета, сложные тени. Мы замечаем это на уровне подсознания. Это невероятно трудно учитывать при 3D-моделировании. Поэтому проще находить локации или делать инсталляции, спокойно снимать и, меняя дальний план, добиваться нужного
результата.
О художественной фотографии

ЧТО В ИТОГЕ?
Я попытался изложить в этой статье свой подход к художественной фотографии. На мой взгляд, это информация полезней любых настроек графических
редакторов, ведь важнее человек, его мысли, а не отвертка в его руке. Я — самый большой критик своих работ, вижу массу недочетов в них и по-детски верю, что завтра, в следующий раз сделаю лучше. Это путь в бесконечность искусства. Всем читателям желаю приятного путешествия в эту самую бесконечность.

Текст и фото: Сергей Парышков
Следите за новостями журнала PhotoCASA в социальных сетях:
Вконтакте, Дзен, Инстаграм, Живой Журнал, YouTube



Комментарии